Среда, 01.05.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [28]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Игры в работе с детьми с общим недоразвитием речи

    Коррекционная работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи, нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной педагогики. Практика показывает, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

    «Викторина» Цель: развитие речевого внимания и памяти детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос. «Домашние птицы»: Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже? Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще? Сколько ног у двух кур? Сколько голов у трех уток? Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет? У кого ног больше – у курицы или петуха? У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов? «Дикие животные» Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа? Чего больше – медведей или медвежьих ушей? У кого больше лап – у зайца или у волка? Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем? Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей? Нора справа от дерева. Что слева? Сколько ушей у двух зайцев? А ног? «Загадки – добавлялки» Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков. «Мебель» Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать). Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле). С пирогами чай попьем за обеденным …(столом). Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке). Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване). У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке). Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф). Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку). «Продукты питания» Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок). Леша и Маша едят манную …(кашу). Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая). Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем). Хороши в дорожку пирожки с …(горошком). Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки). Звук Ж. Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот). И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам). Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик). С неба падают зимою и кружатся над землею мягкие пушинки, белые …(снежинки). Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки). Звук Д. Родственные слова. Жил да был веселый гном. Он в лесу построил …ДОМ. Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал …ДОМИК. Самый маленький гномишко Под цветком сложил …ДОМИШКО. Старый, мудрый гном – гномище Выстроил большой …ДОМИЩЕ. Был он стар и был он сед И большой был …ДОМОСЕД. А за печкой, за трубой Жил у гнома …ДОМОВОЙ. Он калину, зверобой – Все из леса нес …ДОМОЙ. Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас …ДОМАШНИЙ. Каждый день соседи – гномы Навещали деда …ДОМА, Всех встречал радушно гном, Все любили этот …ДОМ. «Скажи наоборот» Цель: практическое употребление предлогов к и от. Мама подошла к столу. (Мама отошла от стола) Заяц прибежал к лисе. Собака подбежала к хозяину. К Маше пришли гости. Ласточка подлетела к дереву. «Наведи порядок» Цель: уточнение и формирование словарного запаса. Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ. Поленья полыхают в …РЕЧКЕ. Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ. На пляже тепленький …ЛЕСОК. Вдали – березовый …ПЕСОК. Далеко идти мне …ПЕНЬ, Лучше сяду я на …ЛЕНЬ. Собирают сено …ПИЛАМИ. А деревья пилят …ВИЛАМИ. Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК. Крикнул Коля: - …БАБОЧКА! Смотри, летает …ПАПОЧКА. Полил я куст водой из …ПОЧКИ, Чтоб раньше распустились … БОЧКИ. «Полслова за вами» Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие фонематического слуха. Содержание: взрослый произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально. «Опиши предмет» Цель: знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам. Содержание: педагог или ребенок задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное. «Я знаю» Цели: развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Содержание: педагог (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол: - Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять. Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.). «Догадайся, что показал» (пантомима) Цель: развитие внимания, наблюдательности, речи, терпения. Содержание: желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих. «Кто наблюдательнее» Цель: закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности. Содержание: педагог предлагает текст, где дети находят выбранную им букву. «Сочини сказку о предмете» Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса. Содержание: педагог или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета. «День – ночь» Цель: развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: педагог называет слово, дети - противоположное ему по значению: “День - ночь, сладкий - кислый” и др. «Молоточки» Цель: закрепить знания о гласных звуках и об ударении. Содержание: дети “отстукивают” ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых воспитателем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. « Буква заблудилась» Цель: развитие внимания, наблюдательности, фонематического слуха. Содержание: дети должны “исправить” слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. «Колокольчики» Цель: развитие внимания и фонематического слуха детей. Содержание: необходимо найти звонкие согласные в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. «Слова» Цель: закрепление знаний о предметах, их признаках и действиях. Содержание: педагог задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят предметы, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям. Рассказы – шутки. Педагог предлагает детям послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю. 1. Шуточный рассказ «Голова». «Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны». 2. «Сказка о чайнике». Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили. 3. Шуточный рассказ «Петя и крокодил». Манипуляции с буквами на доске. Однажды Петя пошел на рыбалку и поймал рыбку. Вдруг из речки вылез крокодил и сказал: «Петя, я тебя съем». Петя испугался и хотел закричать: «Мама!», но от испуга все перепутал и закричал: «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть: «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал, и у него получилось: «Мама». Так они стояли и разговаривали. Петя говорил: «Ам – ам», а крокодил - «Мама». Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки.

    Категория: Мои статьи | Добавил: наталья (28.08.2021)
    Просмотров: 102 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024