Суббота, 15.12.2018, 16:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [22]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Сенсорное развитие дошкольника

     

     Сенсорное развитие дошкольника

    Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:

     1) развитие органов чувств

    2) овладение сенсорными эталонами;

     3) усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).

     У младшего дошкольника обследование предметов обусловлено целями и содержанием игровой деятельности. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями, а познавательной задачей. З.М. Богуславская установила, что характер ориентировочно-исследовательский существенно меняется в процессе психического развития ребенка. Постепенно от манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с ним. Зрительное восприятие становится одним из основных средств непосредственного познания предметов и явлений окружающей ребенка действительности. Появляется относительно длительное рассматривание предмета или его изображения (у трех-, четырехлетних детей оно равно в среднем 6 мин 8 с, у пятилетних — 7 мин 6 с, у шестилетних — 12 мин 3 с). Умение рассматривать предметы, наблюдать их появляется с середины дошкольного возраста. Это качество восприятия — управляемость — возникает в процессе специальной педагогической работы с детьми. Анализ показал, что в самом начале дошкольного возраста процесс зрительного восприятия осуществляется на основе указательных жестов ребенка. Он показывает последовательно все предметы и таким образом находит искомый. Впоследствии жесты заменяет слово, которым ребенок констатирует и закрепляет результаты своих поисков.

     Младший дошкольник не умеет еще управлять своим взором. Его взгляд сначала как бы блуждает, скачет по предмету. У старших дошкольников появляется более систематическое рассматривание и последовательное передвижение взгляда. Последовательность обследования ребенком различных сторон предметов (Н.Н. Поддьяков):предмет воспринимается в целом; вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

    Обследование предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе игровой, художественной, конструктивной и других видов деятельности, которые предполагают ориентировку в свойствах предметов и их обследование.

    Примеры сенсорных эталонов:

    система геометрических форм (треугольник, квадрат, круг и т.д.)

    основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т.д.)

    звуки родного языка

    звуковысотная шкала музыкальных звуков (ноты).

     

    Этапы развития перцептивных действий:

    1 этап — осуществление практических, материальных действии,

    выполняемых с незнакомыми предметами (3—4 года). Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны.

     2 этап — выполнение перцептивных действий при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов предвосхищает выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами (4-6 лет). Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза (практические действия + восприятие)

    3 этап — перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6—7 лет). Дети получают возможность быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. Старшие дошкольники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приемах — перемещениях, обведении контуров рукой и т.п.

     Эти приемы заменяются зрительным сравнением. Таким образом, дети к 5 годам, как правило, в достаточной мере овладевают внутренними способами восприятия, но в затруднительных случаях все еще прибегают к помощи внешних приемов.

    Три вида действий восприятия:

    Действия идентификации — выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему. Действие отношения к эталону — выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии с чертами сходства некоторых черт различия (например, яблоко — круглое а эталон круг, но нужно отвлечься от дополнительных признаков à приплюснутый круг с ямкой и выступом).

    Моделирующие действия — выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона. Для сенсорного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действ восприятия и, в частности: выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает  чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении; учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств, но при этом стремится обратить внимание детей: на целостный облик предмета; на вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т. д.); на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.);

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: наталья (14.10.2013)
    Просмотров: 2415 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2018