Сенсорное
развитие дошкольника
Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:
1) развитие органов чувств
2) овладение сенсорными
эталонами;
3) усвоение перцептивных действий (способов
обследования предметов).
У младшего дошкольника обследование предметов
обусловлено целями и содержанием игровой деятельности. К старшему дошкольному
возрасту обследование приобретает характер экспериментирования,
последовательность действий определяется не внешними впечатлениями, а
познавательной задачей. З.М. Богуславская установила, что характер
ориентировочно-исследовательский существенно меняется в процессе психического
развития ребенка. Постепенно от манипуляций с предметом дети переходят к
ознакомлению с ним. Зрительное восприятие становится одним из основных средств
непосредственного познания предметов и явлений окружающей ребенка
действительности. Появляется относительно длительное рассматривание предмета
или его изображения (у трех-, четырехлетних детей оно равно в среднем 6 мин 8
с, у пятилетних — 7 мин 6 с, у шестилетних — 12 мин 3 с). Умение рассматривать
предметы, наблюдать их появляется с середины дошкольного возраста. Это качество
восприятия — управляемость — возникает в процессе специальной педагогической
работы с детьми. Анализ показал, что в самом начале дошкольного возраста
процесс зрительного восприятия осуществляется на основе указательных жестов
ребенка. Он показывает последовательно все предметы и таким образом находит
искомый. Впоследствии жесты заменяет слово, которым ребенок констатирует и
закрепляет результаты своих поисков.
Младший дошкольник не умеет еще управлять
своим взором. Его взгляд сначала как бы блуждает, скачет по предмету. У старших
дошкольников появляется более систематическое рассматривание и последовательное
передвижение взгляда. Последовательность обследования ребенком различных сторон
предметов (Н.Н. Поддьяков):предмет воспринимается в целом; вычленяются его
главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);обозначаются
пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже,
справа, слева);выделение более мелких деталей, установление их
пространственного расположения по отношению к их основным частям; повторное
целостное восприятие предмета.
Обследование предметов в
дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными
представлениями – сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны – общепринятые
образцы внешних свойств предметов, выработанных человечеством. Сенсорные
эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти
представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее
существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в
соответствующем названии – слове. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в
процессе игровой, художественной, конструктивной и других видов деятельности,
которые предполагают ориентировку в свойствах предметов и их обследование.
Примеры сенсорных эталонов:
система геометрических форм (треугольник, квадрат,
круг и т.д.)
основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый
и т.д.)
звуки родного языка
звуковысотная шкала музыкальных звуков (ноты).
Этапы развития перцептивных
действий:
1 этап — осуществление
практических, материальных действии,
выполняемых с незнакомыми
предметами (3—4 года). Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда
ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны.
2 этап — выполнение перцептивных действий при
помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов предвосхищает выполнение
практических действий с воспринимаемыми предметами (4-6 лет). Дети знакомятся с
пространственными свойствами предметов с помощью
ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза (практические действия +
восприятие)
3 этап — перцептивная
деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6—7 лет). Дети получают
возможность быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни
предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. Старшие
дошкольники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются во
внешних приемах — перемещениях, обведении контуров рукой и т.п.
Эти приемы заменяются зрительным сравнением.
Таким образом, дети к 5 годам, как правило, в достаточной мере овладевают
внутренними способами восприятия, но в затруднительных случаях все еще
прибегают к помощи внешних приемов.
Три
вида действий восприятия:
Действия идентификации —
выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью
совпадает с эталоном, идентично ему. Действие отношения к эталону — выполняется
при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии с чертами
сходства некоторых черт различия (например, яблоко — круглое а эталон круг, но
нужно отвлечься от дополнительных признаков à приплюснутый круг с ямкой и
выступом).
Моделирующие действия —
выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не
могут быть определены при помощи одного эталона. Для сенсорного развития
необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в
деятельность и формирует действ восприятия и, в частности: выделяет эталоны
словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может
выделить в предмете, явлении; учит обследовать объект по-разному в зависимости
от целей обследования и самих обследуемых качеств, но при этом стремится
обратить внимание детей: на целостный облик предмета; на вычленение основных
частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т. д.); на
определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга
(справа, слева, выше, ниже и т. д.);
|